Сотрудники ФНС в настоящий момент осваивают определенное профессиональное ноу-хау – они стали запрашивать у банков документы, полученные ими от клиентов в рамках контроля по115-ФЗ. Никого не интересует, что 115-ФЗ «не про налоги», а есть по сути национальная адаптация международного антиотмывочного законодательства. С иными целями, задачами, структурой контроля и так далее. И в этом есть определенная проблема.
Причем об этом как о проблеме, говорят даже в самих кредитных организациях. ИФНС запрашивает разнообразные документы, к примеру, поясняющие экономический смысл перечисления на счета физлиц. Сама же налоговая проблему не видит и поясняет, что запросы «носят точечный характер и проводятся в рамках контрольных мероприятий».
Кроме того, как следует из направляемых банкам писем, ИФНС интересуют документы, подтверждающие целевое назначение снятых наличных по чекам или с использованием корпоративных карт.
В письмах налоговики просят «в случае истребования у клиентов документов по сомнительным операциям клиента представить» их копии, а именно «документы, объясняющие источники поступления денежных средств и разъясняющие экономический смысл проводимых операций, а именно договоры с контрагентами», а также счета, счета-фактуры, накладные. Также налоговики просят предоставить информацию о том, блокировались ли счета компании за нарушения 115-ФЗ.
Но сути самого явления позиция ФНС не меняет и такие запросы остаются незаконными. Статья 26 закона о банках и банковской деятельности предусматривает выдачу «справок по операциям и счетам» налоговым органам. Но запрашиваемая информация – не есть справка.
А статья 7 закона 115-ФЗ прямо указывает: информация, получаемая в рамках этого закона от клиента, может раскрываться лишь уполномоченному органу в сфере противодействия отмыванию доходов. То есть Росфинмониторингу. Исключительно. И все – ну нет в законе иных вариантов. И это подводит нас к следующей проблеме — ответ на такой запрос со стороны ФНС есть не что иное, как нарушение банковской тайны.
Перечень проблем был бы не полным, если бы не добавили еще одну — в результате таких запросов банки, получив подобное требование о предоставлении информации и без лишних размышлений, отключают проблемному клиенту доступ в систему «Банк-клиент» до момента прояснения ситуации. Чисто на всякий случай.